Комната Этноса
Традиции и обычаи нашего села С целью возрождения национальной культуры, традиции татарского народа и ознакомления учащихся с историей нашего народа и села в 1997 г. была создана комната татарского этноса. Учащимися была проведена поисковая работа, дети собирали старинную национальную одежду, обувь, национальную утварь. В старину татарский национальный, женский костюм состоял из свободной расширяющейся снизу просторной рубахи (кульмэк). Кульмэк шили из ткани – атласа, тафты, парчи, шелка, сатина со стоячим воротником и вырезом на груди. Иногда кульмэк украшали широкими воланами или оборками. Сшитый из цветных тяжелых тканей – бархата, сукна, парчи, шелка-камзол был похож на удлиненный жилет с удлиненными рукавами и без рукавов. В ансамбль национального костюма входили также калфак, мозаичные ичиги (узорные сапоги) или туфли, которые придавали завершенность всей композиции костюма. Для основной массы женщин ичиги являлись праздничной обувью, и лишь богатые из них пользовались ими повседневно. Женские ичиги и туфли делались на мягкой или жесткой подошве. В конце XIX в их стали выпускать на высоких каблучках. Ичиги с мягкой подошвой обычно носились дома. При выходе на улицу на них всегда одевались специальные башмаки из толстой кожи (кэвеш галоши). В них обычно ходили пожилые женщины. Для молодых ичиги делались на жесткой подошве, их носили без кэвеш. Узорное ткачество относится к древнейшим достижениям культуры татарского народа. Оно существовало в виде домашнего ремесла и мелких мануфактур. Совершенствуясь из столетия в столетие, оно вылилось в одно из ярких проявлений декоративного искусства. Издавна татарские девушки и женщины проводили долгие часы за ткацким станком, готовя себя приданое, подарки родственникам и жениху, призы для сабантуев, мягкую утварь для дома. Узорные ткани вырабатывали все крестьянки, однако наиболее красивые узоры создавали профессиональные ткачихи. Такие изделия можно было видеть почти в каждом селе. Тканые изделия, как и вышивка, всегда были гордостью семьи, их тщательно берегли, передавали по наследству, на них учились мастерству и воспитывали художественный вкус. Декоративные полотенца, покрывала, скатерти, головные платки, безворсовые ковры составляли приданое невесты и свидетельствовали о ее мастерстве и трудолюбии. Также тканые изделия дарили во время обрядов, связанных со смертью человека или при рождении человека. Вышивка, по сравнению с другими вещами декоративного творчества, получила наибольшее распространение. В бытовом ансамбле татарского жилища значительное место занимали вышитые изделия. Навыки украшения ткани шитьем татарки приобретали с детства, а к замужеству готовили приданое и свадебные подарки. Вышивкой занимались молодые и пожилые женщины всех социальных прослоек города и деревни. Материалом для изготовления изделий служили различные ткани – самодельное и покупное полотно, шелк, парча, бархат, сатин. Популярны были белые, голубые, синие, зеленые, золотисто-желтые, бежевые, реже - красные ткани. Для вышивки использовались нити шелковые, крученые, мулине, гарус, шерсть. Ведущей и популярной техникой вышивки татарских рукодельниц был крючок (тамбур), суть которого заключалось в выкладывании одинаковых стежков-цепочек, образующих как бы звенья узора. В искусстве вышивки наибольшее распространение получили композиции в виде цветочного букета. Букеты делались с очень тонкими и изящно изогнутыми стеблями и крупными цветами, между которыми нередко разбрасывались мелкие цветочные мотивы и бутоны. В вышитых изделиях иногда встречаются изображения птиц, пчел, бабочек, приближенных к цветочно растительному узору. На свадьбах и других торжествах вышитыми полотенцами украшались конские дуги. Узорные ткани, как и вышивка, связанных с целой серией изделий мягкой утвари, имели большое значение во внутреннем убранстве самого жилища, однако редко использовались в одежде .Несмотря на довольно простую обстановку жилища, основу которой составляли нары (еже) несколько сундуков и небольшой столик возле боковой стены, ансамбль избы выделялся богатством декоративного убранства, нарядностью и красочностью. Это изделия интерьерного порядка – занавеси (чаршау) разделяющие жилое помещение на две половины, занавеси - подзоры (кашага). Через перегородки (исарчык) обычно не доходящие до потолка, перекидывались молитвенные коврики (намазлык). Войлочные, а чаще безворсовые ковры и дорожки – половики (палас) расстилались на нарах в глубине избы. В решении художественного облика каждой бытовой вещи, участвующей в убранстве интерьера, кроме узора большое значение имел цвет. Всякое изделие, соответствуя обстановке, по своему колористическому и орнаментальному решению дополняло другие предметы. В цветовом соотношении предметов быта никогда нельзя было заметить дробность или пестроту. Красочность интерьера усиливалась обилием на подоконниках ярких цветов (голь) шамаилей на стенах - изречения религиозного характера изречения, написанные красивой арабской вязью на стекле с цветным фоном. Вышитыми полотенцами украшали простенки между окнами. В создании бытового ансамбля татарского крестьянского жилища определенная роль отводилась сундукам, сундучкам, разнообразной деревенской посуде, кумганам, как деревянным, так и литым или чеканным. Сюда можно добавить также орудия домашней работы – прялку, рубеля. Описанная в убранстве сельского жилища мягкая утварь сохранялась в быту их владельцев довольно устойчиво переходя из поколения в поколении и варьируя в зависимости от обеспеченности хозяев лишь в деталях и в ценности применяемых материалов, а также освоение ими элементов городского быта. Традиционной и своеобразной областью народного творчества является искусство резьбы по дереву. На протяжении многих веков дерево являлось основным материалом, из которого строили жилище, делали мебель, утварь, посуду. Плотничье дело – традиционный вид ремесла у татар. Татарский жилой дом воздвигался из сруба. По строительно-конструктивным решениям он был типичен для всей средней полосы России. Народное декоративное искусство татар отвечало потребностям времени. Оно развивалось вместе с развитием этноэстетики народа. Большое значение в творчестве народа придается богатой цветовой палитре.