Четверг
26.12.2024
18:13
НАРОДНЫЙ ФРОНТ
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МБОУ СОШ с. Большой Труёв
    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
     
                                                                              РОДНЫЕ ИСТОКИ
      В 70-е годы IV века переселение гуннов с востока на запад положило начало «Великому переселению народов».Не проходит и сто лет – в середине V века образовалась «Империя гуннов» во главе хана Аттила. Он умирает. Империя распадается. Образуются отдельные государства.Среди них образуются в VII в полукочевые государства Великая Болгария и Хазарское ханство. Хазарский каганат распространился на Северном Кавказе, вдоль Каспия и в Нижней Волге, а Великая Болгария - на территории Нижнего Дона и вдоль Азовского моря. Великая Болгария просуществовала недолго, после смерти хана Кубрата она распалась из-за сыновей. Младший сын Кубрата Аспарух возглавляет болгар и уводит их к западу – к Дунаю и совместно с местными племенами – славянами устанавливают дружеские отношения. В 681 году создают Болгарское царство. Это ярко освещено болгарскими кинематографистами в историческом кинофильме «Хан Аспарух». Старший и второй сыновья Кубрата Батбай и Котраг, оставаясь в долинах Восточной Европы и на Северном Кавказе с хазарами и аланами, совместно, как теперь в археологии называют,создают культуру Салто-Мобяк. Это создание замков, градостроительство, земледелие, ремесло. Это очень богатая культура. В конце VIII века переселяются в Волго-Камье. И местные тюркоязычные племена в конце IX и в начале Х века образуют государство Болгар или Волжскую Булгарию и главный город – столицу тоже назвали – город Болгар. В X-XII веках – арабы- фарсы, мореплаватели и путешественники, об этом пишут в своих летописях Ибн Фадлана и Аль-Гарнати, в своих книгах и в русских летописях описывают булгаро-татарскую литературу, поэзию, народное творчество, фольклор, археологические находки (расположение городов и сел, замков и крепостей, деньги, ювелирные изделия из золота и серебра, другие изделия из металла, в том числе оружие, посуда и т.д.). Государство Волжская Булгария в Средней Волге занимало территорию около 140 тысяч кв.км. О численности населения в ХI веке аль-Гардизи писал, что их было более 500 тыс.человек. Зимой жили в добротных срубленных деревянных домах, а летом переходили в шатеры, палатки.Вели полукочевой образ жизни. В 20-30-е годы X века перешли в оседлый образ жизни. Создаются большие города. Всемирно известные города – Болгар, Суар, Булар, Ошель, Тукчын, Торцск, Кашан. Более 40 городов, около 70 замков и 40 крепостей. Развивается земледелие, градостроительство, ремесло по металлу, дереву, кости, стеклу,ткачество, кожевенное дело,швейное дело,обработка камня,керамика,ювелирное дело. С целью защиты своего народа и своих территорий правители Булгарии булгарский падишах Алмас Хан, сын Силки (Джагфар сын Габдуллы) вынуждены были обратиться 11 мая 922 года за военной помощью к более сильному соседу-Богдадскому халифу Мухтадиру. Те поставили условия, чтобы они беспрекословно приняли их веру Ислам, распространили и изучали их богдатско-арабский язык, построили мечети, медресе, приняли их мулл, учителей – мугаллим и т.п. Булгария вела большую торговлю (выше указанными товарами) с Владимиром, Рязанью, Киевом, Смоленском, Черниговом, Белоозером, Ладогой, Финляндией, Швецией, Данией, городами Сибири, (там находили археологи болгарские деньги), с Хорезмой, Египтом и странами Ближнего Востока, где очень ценились кожа, ювелирные изделия, меха, крупная рыба, береста, стрелы, кольчуга, мед, кости мамонта, мыло и т. д. Волжская Булгария стала наравне с великими соседними государствами. Великий русский историк В.Н.Татищев писал: «Вдоль Волги и Камы и их многоводных притоков живут великие мастера, хлеборобы, торговцы, градостроители». Вот что пишет Ахтамзян Абдулхан Абдурахманович – доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой Европы и Америки в МГИМО МИД РФ, автор многих научных работ (книг-исследований) по международным отношениям стран Европы. Придя на Среднюю Волгу и Каму, по крайней мере, за 5 веков до татаро-монгольского завоевания предки нынешних поволжских татар, называвшиеся булгарами, создали свое государство, которое играло важную роль в торговле между восточными странами и славянскими землями. Города Волжской Булгарии до начала XIII века были развитыми торговыми и культурными центрами, где были возведены первые в Восточной Европе кирпичные здания дворцов, караван – сараев, мечетей. Ислам, а вместе с ним арабская письменность и культура получили распространение в Поволжье, в том числе в Булгаре за два с половиной века до татаро-монгольского нашествия. К слову сказать, именно Волжская Булгария, известная по рукописям и картам того времени и на востоке, и на западе как Великая Булгария, оказала отчаянное сопротивление вторжению из южных и азиатских степей армии Бату-хана. Главный город Булгарии – Биляр, в котором, по научным оценкам, жили до 60 тысяч человек, был полностью уничтожен во время нашествия и никогда больше не возродился. Волжская Булгария была не только торговым центром со знаменитым «Ага-Базаром» на берегу Волги. Население занималось земледелием и скотоводством. Как показывают исследования ученых, здесь выращивали тысячу лет назад не только ячмень и просо, но и твердые сорта пшеницы, животноводы отдавали предпочтение среднеазиатским породам овец, крупному рогатому скоту, разведению коней, даже верблюдов, но не отмечено следов свиноводства, которое не было рекомендовано арабскими медиками и запрещено исламом. Волжская Булгария поддерживала добрые отношения не только с восточными странами, но и с русскими землями, в частности, с Киевской Русью. Заключенный после похода Владимира на Волгу договор 985 года содержал формулу «вечного мира»: «Толи не будет можно нами мира, елико камень начнет плавати, а хмель почнет тонути». Использование образа «плавающего камня», и «тонущего хмеля» в международном документе того времени придает своеобразие ему и свидетельствует о его жизненности: хмель (по- татарски колмак) веками произрастает именно в этом регионе. Русские летописи содержат много свидетельств тесных взаимоотношений русских земель с Булгарией, не только набегов и войн, но и взаимной помощи. Вот один только пример: в 1024 –26 годах на суздальской земле был недород, русские люди выжили только благодаря полученному от болгар хлебу: «Бе мятеж велик и голод по всей той стране, идоша по Волзе все людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша». Существование процветающего государства булгар на Волге к началу XIII века, т.е. к моменту татаро-монгольского нашествия – это исторический факт. Академическая наука, особенно русская, никогда не сомневалась в том, что татары Волжско-Окского бассейна - это прямые наследники Волжской Булгарии. Именно они унаследовали и сохранили язык и культуру, мусульманскую веру и государственность. Они отнюдь не являются пришельцами XIII века, тем более захватчиками. Они не устанавливали ига над русскими землями. Проиcхождение, точнее, широкое распространение самих татар исследователи относят ко времени создания государства Чингиз-хана, который начал создание империи с подчинения племени татар, которое якобы происходило от этноса по имени «дада». Правдоподобна и иная версия, согласно которой в древнетюркском государстве «тат» - это земледелец, подчиненный кочевникам. Если к этому корню прибавит тюркское понятие ир или ар, означающее человек, мужчина, то получается наименование этноса по всем правилам образования этнонимов, т.е. названий народов. Возможно, что сохранившаяся в названии ряда народов Средней Азии и Кавказа основа «тат» и послужила основой имени народа, которое в XX веке сохранено в русском языке для обозначения покоренных Россией народов, живущих в пространстве от Крыма до Сибири. Откуда же пришло «татарское иго»? Исторически было бы правильно говорить о вторжении из Центральной Азии не одного какого племени или этноса, а многоэтнической гигантской массы, обозначенной одним собирательным понятием татаро- монголы. Вторжение огромной массы людей из глубин Центральной Азии в Восточную Европу, конечно, имело свои этноисторические и геоклиматические причины, которые обстоятельно исследовал замечательный русский ученый Л.Гумелев.Вторжение армий Чингиз-хана и Бату-хана (они имели ставку в Центральной Азии, включали набранных там и вооруженных конников) произошло через равнину Яика между Уралом и Каспием. В армии вторжения, насчитывавшей несколько сот тысяч конников, пополненной, несомненно, после вступления на территорию Восточной Европы, очевидно, были представители очень многих этносов (узбеки, киргизы, ногаи и с десяток других племен), которые русские обозначали именем наиболее воинственного племени – именем « татарове», а европейские хроники именем «татары». Армия Субудая, возвращавшаяся домой после калки, при переправе через Волгу потерпела неудачу от булгарских войск в 1223 году, однако уже в 1235 –1242 годах она прошла через Киевскую Русь вплоть до венгерских и немецких земель, сметая все на своем пути. Таким образом, «татары» - это название тюрко-язычного племени «Восточнотюркского каганства-государства Центральной Азии VI-VIII веков. Это племя для монголов было как бы со стороны, чужим,и вообще все другие племена, неважно, какие для них были чужими, со стороны, т. е. татарами - так считали языковеды–тюркологи. Эти татарские племена в XII веке были завоеваны своими западными соседями - монголами.Татары для Чингиз-хана были кровными врагами, т.к. они убили его отца. Когда начался Великий поход Чингиз-хана, он всегда впереди своих войск посылал татар (фашисты-немцы впереди посылали военнопленных, а Сталин и Берия имели штрафные батальоны и заградительные отряды, но только позади своих войск, чтобы не отступили (приказ №220). Об этом пишут Европейские путешественники–очевидцы этих событий Гильом Рубрух и венгерский монах Юлиан. Поэтому везде и всегда говорили; Идут эти татары»; и все войско называлось татаро–монголами. В 1236 году Булгария захватывается монголами и через несколько лет становится, как и другие страны, частью Золотой Орды. Претерпев крупное разорение и разрушение от монгол, Булгария потом сумела вновь восстановить свою былую экономику и богатую культуру. Здесь впервые в Европе освоено чугунно-литейное производство, использовано огнестрельное оружие, построены великолепные дворцы из камня и кирпича. В конце XIII века и в начале XIV века восстанавливались города. В Золотой Орде началась борьба междоусобная, русских князей, полная не только коварства, предательства, злобы, но и насилий, жестокости и ненависти к своим же братьям, нанесла русским землям огромный ущерб. Булгария платила дань и русским, и монголам. История сохранила сведения о разорительных походах на Булгар и Хромого Тимура, и Тохтамыша. Постепенно булгары стали искать и переходить в более спокойные территории – на север за Казань, на Северный Урал, сегодняшние Волго-Окско-Камские земли. Здесь в середине XV века образуется Казанское ханство; дальше в Рязань, Тамбов, Пензу, Симбирск, Самару и т.д. Урал-как осколки Волжской Булгарии. Везде они сближались с местными племенами, видоизменялись. Соответственно, они стали называться Каганскими, нижегородскими, уральскими, мещерскими (мишари) татарами. Вот так постепенно слово «татар» распространилось по всей Европе и Азии. Поволжские татары, в основу которых поставлены две этнические группы - казанские татары и татары – мишари, являются одним из многочисленных народов бывшего СССР. Татары – мишари, их расселение из Мещеры, из нижегородских, симбирских, тамбовских, пензенских земель по Поволжью и Приуралью продолжается и в XVIII – XIX в.в. Много татар-мишарей оказывается в Казанской, Уфимской и Оренбурской губерниях. В Башкирии еще в XIX веке имелись мещеряцко – башкирские казачьи полки, участвовавшие в боевых действиях. Татары – мишари продолжают жить в памяти народа, в гордом их названии, преданности Отчизне, звучат как символ сотрудничества различных народов края. Из них вышла целая плеяда видных деятелей - военных, ученых, дипломатов, писателей, предпринимателей, которые вобрали в себя лучшие черты многих народов, кровно роднившихся между собой – русских, татар, мордвы, чувашей. Во многих поколениях они несли в себе свое татарское прошлое и русское настоящее. Выдающийся писатель А.И.Куприн, например, гордился тем, что он потомок татарского хана Колунчака и офицер русской армии. В таком же сплаве исторической памяти и этнокультурной среды сформировались такие выдающиеся деятели, как Н.М.Карамзин, И.С.Тургенев, К.А.Тимирязев, Ф.Ф.Ушаков, Денис Давыдов, А.И.Радищев, Строгановы, Беклемишевы, Бахметьевы, Юсуповы, Чаадаевы, Вельяминовы, Апраксины и многие другие. Вместе с тем мишарская среда дала многих выдающихся деятелей татарской культуры - Гафур Кулахметов и Гаяз Исхаков, Кави Наджми и Хусаин Фейзханов, Шариф Камал и Хади Такташ, наш земляк Гадель Кутуй из Тат. Канадея Кузнецкого района.